Письмо 3.

Открываем словарь на статье "Стяжание благодати".

Православие полагает стяжание благодати актуальным соединением тварных энергий человека и нетварной Божественной энергии. Соединение же значит единое согласное действие обеих энергий, их взаимную со-действенность, "со-энергетичность", что соответствует греческому термину син-эргейя.

С греческими словами всегда возникает некоторая путаница.

Содействие, соучастие, помощь.

Насколько хочется убрать полностью тварные энергии для обеспечения полной "прозрачности ", для благодати, настолько пугает фраза Паламы "энергии лишено лишь не-сущее". Так что такое синергия - как в греческом добровольное содействие, соучастие, помощь абсолютно не требующая и не допускающая никакой обратной со-помощи или все-таки соработничество со(вместное)-действие.

Почему именно тварная и нетварная воля должны иметь точку соприкосновения. Человек имеет сложную тричастную структуру - по образу и подобию - и воля в этой структуре наиболее явная и реальная, навязывающая себя, диктующая обнимающая и делающая "своим" все возможное. Почему то, от чего в первую очередь отказывается аскет, должно встречать и воспринимать чудесным образом божественную благодать. Надо отметить, что категории энергия и воля блики, и, говоря тварные энергии, мы подразумеваем человеческую волю, говоря нетварные энергии, божественную волю.

В словаре есть фраза, способная вывести нас на правильную дорогу - синергия возможна исключительно в сфере "личностного бытия общения", но декларируемая феноменологичность изложения не позволяет видеть за этой фразой никакой онтологической наполненности.

Энергия как важнейший атрибут, необходимое и достаточное условие реальности и применительно к человеческому бытию тварная воля не есть сущее, истинное, а только реальное - явное - навязывающее себя. Что в человеке способно встретить иное, отделенное от человеческого существа онтологической пропастью. Представляется, что человеческая воля это то, что максимально препятствует такому соединению. Думается, что участвовать в соединении несоединимого может сущностная связность, истинное в человеке, несущее бытийственный план целого личностного-ипостасного бытия. Это онтологический аналог "сферы личностного бытия-общения" или душа. Навязчивая реальность воли скрывает тонкую несокрытость душевной любви. Таким образом, синергия это личностное общение, происходящее между крайней реальностью божественной ипостасной сокрытости и глубочайшей истинностью человеческой ипостасной несокрытости.

Как в православном символе вере Дух Святый не имеет никакого соработничества в Ипостаси Сына, а только Бога Отца имеет своим источником. Благодатная Божественная воля то, что придаст человеческому существованию утраченную гармонию. Человека делают игрушкой и умаляют тварные воли - представляющие собой действие тех или иных локальных целостностей - и, отказавшись от так называемой "своей" воли, человек делает выбор между рабством и свободой.


[Начало] [Далее] [Оставить сообщение] [Форум] [Новости] [Отправить письмо]

Хостинг от uCoz